Виды перевозок
Виды перевозок: какие существуют типы транспортных грузоперевозок
Классификация грузоперевозок учитывает виды транспортных средств для перевозок и доставки товаров, типы грузов, отраслевой характер и территориальный показатель. Её цель - помочь в выборе подходящего варианта под определенные запросы и особенности транспортируемой продукции. Об особенностях и правилах процедуры расскажем в этой статье.
Разновидности
Отправления принято относить к межрегиональным и международным направлениям. В последнем случае конечная и начальная точки маршрута находятся не в одной стране. Иногда ТС по ходу следования приходится пересекать большое количество границ. Ситуация осложняется при отсутствии между государствами соглашений, устанавливающих особые таможенные режимы для временно ввозимой продукции. Дополнительные проблемы могут быть вызваны особенностями статуса перевозимых объектов. Но даже при отсутствии таких осложняющих факторов от перевозчика потребуется немало сил и ресурсов для разрешения всех правовых проволочек.
Межрегиональные отправления менее затратны. Выполняются они автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным спецтранспортом. ТС подбирается с учётом размера и ценности партии, дорожной доступности, хрупкости предметов.
Существуют и другие виды доставки грузов. Перечислим их:
- Внутригородская. Чаще задействуется автомобильный, реже - ж/д транспорт. При помощи одной единицы техники можно переместить ограниченное количество вещей. В случае необходимости общее количество товаров дробят и отправляют поэтапно.
- Междугородная. Требует сопроводительной документации. Может быть осуществлена с привлечением не только вышеобозначенных средств, но и по воздуху.
- Межконтинентальная. Сложнейшая по организационным критериям разновидность. Позволяет переправить матценности на другой континент. Чаще всего применяются воздушные и морские судна.
К отдельной и очень особой категории причисляют мульти-модельные решения. В их рамках комбинируются различные виды ТС.
Цели и задачи транспортной логистики
Структура занимается вопросами организации перемещения объектов. Специалисты рассчитывают оптимальные варианты отгрузки, маршрута, разгрузки и загрузки. При верном подходе к вопросу получается сократить время нахождения в пути и снизить затраты.
Достичь желаемых результатов можно за счёт:
- подходящего транспорта;
- согласования с ответственными органами и структурами;
- расчета скорости движения на разных отрезках дороги.
Обратите внимание: служащие логистического отдела не должны ставить себестоимость выполнения заказа превыше сохранности вверенного имущества, ведь не все товары могут быть отправлены самым дешевым способом. Например, для отдельных категорий скоропортящихся продуктов подходят исключительно дорогостоящие авиаперевозки.
Полный перечень целей, стоящих перед логистами:
- комплексное планирование транспортировки (начиная с подбора защитной упаковки и заканчивая передачей товаров конечному адресату);
- документальное оформление;
- юридическое и информационное сопровождение;
- всесторонняя оптимизация процесса (в отношении сроков, стоимости, рисков, пути).
Готовый план пересылается заказчику для дальнейшего согласования. При необходимости в документ вносят правки.
В задачи логистики также входит анализ свойств груза. На основе полученных данных подбирается ТС, вспомогательные службы и инструменты мониторинга.
Классификация грузоперевозок: какие бывают по типу используемого транспорта и категориям
Теоретически посылка может быть доставлена воздухом, водой, железнодорожными путями или автомобильной сетью. На практике многообразие часто оказывается мнимым и клиенту приходится выбирать из 2 вариантов. Остальные отсекаются по причине рисков несвоевременного получения, юридических тонкостей, завышенной стоимости. Но чтобы заметить эти факторы, нужно обладать актуальной исчерпывающей информацией по каждому из способов организации доставки.
Водный
Такой вид перевозки - это реальный шанс сэкономить. Он подразумевает перемещение груза по отечественным и иностранным водным артериям. Способ приоритетен в международной торговле, но имеет свою специфику.
Во-первых, процесс сильно регламентирован. Если компания-перевозчик ранее не использовала конкретный маршрут и не сталкивалась с необходимостью доставки по нему определенных наименований, ей будет сложно соблюсти все требования. Во-вторых, организация морских отправлений является сложной многоэтапной процедурой с обязательным проведением подготовки.
3-й и ключевой особенностью является скорость передвижения объектов. Это 1 из самых долгих видов транспортировки. Поэтому решение неактуально для быстропортящихся продуктов. Зато оно идеально подходит для сверхтяжелых и просто массивных товаров.
В зависимости от размера партии грузоперевозки бывают:
- судовыми;
- сборными;
Перевозки по воде подразделяют на наливные и сухогрузы. По типам хода различают маленькие и большие пароходства, а по форме сообщений - на внутренние (судно не покидает границы одного объекта), прямые (перемещение фиксируется в пределах 2 и более рек) и прямые водные (задействуются разные виды водоёмов). Если при этом обращаются к другому транспорту, например, к автотранспорту, то можно говорить о смешанных грузоперевозках.
Важно: чтобы ожидание не затянулось, нужно учитывать, что каждый порт - уникален. Особенно очевидно это становится при изучении перечня плавсредств, которые могут быть приняты. Ограничения касаются веса, отрасли, вместимости корабля.
Воздушный
Авиаперевозки регулируются множеством правовых актов. Зачастую перевозчикам приходится учитывать не только государственные и федеральные законы, но и международные конвенции. При этом груз подлежит таможенному оформлению и декларации. Освобождения от уплаты акцизов, взносов и иных сборов ждать также не имеет смысла.
Несмотря на существующие сложности и высокую себестоимость авиадоставка остаётся крайне востребованной услугой. Более того, в отрасли периодически регистрируют прирост грузооборота. Положительную динамику можно объяснить скоростью передвижения продукции, её сохранностью. Также авиационные ТС позволяют работать с объектами, временно или постоянно отрезанными от цивилизации и не имеющими иных путей сообщения с ней.
Обратите внимание: российский рынок воздушных грузоперевозок является высоко консолидированным. Более чем 70% всех поставок приходится на 5 крупнейших компаний.
Общую массу авиа-отправлений можно разделить на несколько групп. Вот какие виды перевозок существуют:
- внутренние и международные;
- простые и генеральные;
- попутные.
Допускается транспортировка объектов обычными пассажирскими и специализированными рейсами. Большой вес и внушительные размеры посылки не позволят выбрать первый вариант.
Железнодорожные
Основные разновидности транспортных средств: крытые вагоны, цистерны, локомотивы, полувагоны и платформы.
Благодаря разветвленности сети и низкой себестоимости грузоперевозок, метод широко востребован. При помощи его организуют междугородние, межрегиональные и межгосударственные отправления. Его часто используют в рамках мульти-модальных решений.
Универсальность достигается и за счёт многообразия ж/д-состава. При необходимости получится подобрать оптимальный вариант для сыпучего, жидкого, опасного, газообразного, негабаритного или живого груза. Он будет отправлен в нужном направлении универсальным или специализированным составом. При этом владелец сможет легко отследить его местонахождение, так как расписание движения и перечень остановок утверждаются заранее.
Другие особенности способа:
- скорость получения не зависит от погодных и дорожных условий (однако высокие и низкие температуры могут изменить качества перевозимого имущества);
- железнодорожные виды грузовых перевозок позволяют пересечь международные границы при минимальном пакете документов;
- не требуется отдельная сопроводительная группа.
Экономия на сопутствующих расходах, например, на оплате работы охраны может вылиться в порчу или хищение перевозимого имущества. Несмотря на меры, предпринимаемые РЖД, полностью исключить риск вскрытия вагонов не удаётся.
Автотранспортом
Автомобильный транспорт неизменно востребован. Он применяется на междугородных, межрегиональных и международных направлениях. Им активно пользуются все существующие отрасли и структуры. Сельскохозяйственники на нем перевозят аграрную технику, животных и готовую продукцию, а промышленники - оборудование. Коммунальные службы доставляют материалы, а почта - корреспонденцию и посылки. Также бывают бытовые и военные автоперевозки.
Классификация может учитывать и вид ТС. Чаще всего используются:
- бортовые грузовые машины для стройматериалов и иных объектов, не требующих для себя специфических условий;
- мебельные спецфургоны с закрытыми кузовами;
- рефрижераторы для скоропортящихся и чувствительных к внешней среде продуктов (сюда же можно отнести цветы, лекарства, косметику);
- самосвалы для щебня, песка, кирпича;
- цистерны для горючих, взрывоопасных, газообразных и жидких веществ.
Все перечисленные типы перевозок грузов отличаются повышенной гибкостью в отношении загрузки и выгрузки. Однако имеются ограничение по объёму перевозимых за 1 раз ценностей: решение не рассчитано на партии, чей вес превышает несколько тонн. Вопрос порой решается через разбивку общей массы продукции и её поэтапном отправлении.
Осложнить процедуру может эпизодический фактор. По критерию периодичности выделяют постоянные, временные и сезонные авто-доставки. Определенные трудности может спровоцировать и пункт приёма, неоснащенный дорожным полотном.
Классификация перевозок по виду и характеру груза
Специалисты отдела логистики обязаны осуществить анализ перевозимых предметов. В ходе процедуры товары признаются:
- Опасными. Их перемещение может быть сопряжено с нанесением вреда окружающей среде, животным и/или человеку. С целью минимизации рисков вводится особый режим безопасности. За реализацией мер и соблюдением требований строго следят.
- Ценными. Транспортировка дорогостоящих предметов.
- Негабаритными, сверх тяжелыми и нестандартными (по размеру и/или по весу). Ограниченное число ТС способны принять, разместить и переместить такой груз.
- Живыми. Это может быть домашняя птица частника, питомец зоопарка или крупный рогатый скот с государственной фермы. Их транспортировка требует организации размещения, питания, подачи свежей воды и воздуха, отведения навоза.
- Тяжеловесными. Их загружают и выгружают с применением спецсредств.
- Скоропортящимися. Преимущественно это продукты питания, требующие для себя особых условий хранения и имеющие минимальный срок годности.
От типа категории зависит разновидность транспорта, рекомендованное время в пути, список мер безопасности, сопроводительная документация и расходные материалы.
Виды перевозок товаров по размеру и объему груза: автомобильный транспорт
Внушительные габариты и существенный вес товаров затрудняют их перемещение. Перевозчику для выполнения задачи приходится прибегать к специальным устройствам, что приводит к увеличению стоимости услуги. Наиболее затратными считаются негабаритные автоперевозки промышленного станкового оборудования, дорожной и сельскохозяйственной техники, каркасных сооружений, установок нефтеперерабатывающих компаний, магистральных труб.
На противоположном по значению месте стоят стандартные грузоперевозки. Так называют доставку, при которой габаритные свойства перевозимого объекта не превосходят технические и эксплуатационные возможности стандартного ТС.
Также разработана классификация, учитывающая объем. Вот какие виды перевозок грузов с учетом этого параметра:
- малотоннажные (предметы по своим свойствам однородные, партии небольшие);
- крупнотоннажные (однородность сохранена, размеры по сравнению с прошлым пунктом списка повышены);
- сборные (транспортируются разнородные товары с большим весом).
Последний вариант нередко позволяет сэкономить, но имеет специфические особенности. Во-первых, заказ выполняется не сразу, а по мере накопления матценностей на складе. Во-вторых, в цепочке может присутствовать разное количество клиентов. Это значит, что путь следования автотранспорта может включать множество остановок и получателей. В совокупности факторы не позволяют назвать этот метод быстрым и универсальным. Однако именно он практикуется маркетплейсами.
Преимущества транспортировки грузов
Автоперевозки широко востребованы в силу своих уникальных свойств. Потребителям нравится:
- доступность;
- доставка "от двери к двери";
- высокая гибкость и маневренность;
- скорость поставки;
- лёгкая оптимизация маршрута;
- возможность дозагрузки, отправки партии частями;
- широкий выбор перевозчиков.
Список не включает многие дополнительные опции, существенно облегчающие процесс отправки-получения имущественных объектов. Например, некоторые компании предоставляют услуги мониторинга за спецтранспортом. Информация поступает в режиме реального времени, что позволяет своевременно отреагировать на инцидент и предпринять шаги для скорейшего урегулирования ситуации.
Недостатки
У метода есть не только плюсы, но и минусы. Наиболее неприятные из них:
- Невысокая эффективность (объем товаров, перевозимых 1 подвижным объектом, относительно невелик).
- Зависимость от дорожных, погодных условий.
- Высокая себестоимость на больших расстояниях.
- Опасность хищения перевозимого имущества и угона транспортного средства.
Существенный минус - присутствие на рынке автомобильных грузоперевозок компаний-оппортунистов. Их много, они не готовы выполнять обязательства перед клиентами - просто не располагают необходимыми для этого ресурсами. По причине небольших размеров автопарка могут прислать не отвечающий специфике груза транспорт или авто, не прошедшее санитарную обработку после последнего рейса. Если не хотите, чтобы на перевозку мягкой мебели подали газель с пропахшим химикатами кузовом, доверяйте процедуру только профессионалам.
Заключение
Вне зависимости от того, является ли товар штучным, мелкосерийным или негабаритным, современный рынок сможет предложить решение для его перемещения. Причём благодаря ответственной работе вспомогательных служб получится существенно оптимизировать процесс. В первую очередь это касается логистов. Они знают о том, какие бывают грузоперевозки и готовы предложить оптимальный по времени, стоимости и сохранности вариант.
Статья "Виды перевозок" эксперта Складовского. 16.2.2023.