паллет и паллетирование
Паллет: что такое паллетирование груза в грузоперевозках
Транспортировка товаров - типовая логистическая задача, решение которой сопряжено с соблюдением определенного набора правил и требований, в том числе - предъявляемых к оформлению упаковки. Тара для временного хранения, используемая при перемещении продукции к конечному получателю, должна соответствовать стандартам, определяющим безопасность всей формируемой конструкции. В современной логистике применяются поддоны различных размеров и конфигураций, позволяющие грамотно использовать рабочее пространство внутри контейнера или складского помещения, и заметно упрощающие погрузку и разгрузку, хранение, а также другие операции. Что такое паллеты в грузоперевозках, почему паллетирование товаров и грузов стрейч пленкой - это стандартная практика, и какие методики способствуют оптимизации сопутствующих логистических процессов? Сейчас во всем разберемся.
Общее представление
Перемещение продукции требует предварительной подготовки, проведение которой регламентируется определенным набором правил. Формирование паллетированных транспортных единиц способствует компактному размещению, защищает объекты от механических повреждений, облегчает ведение учета и повышает эффективность грузовых перевозок. Подобная практика является неотъемлемой частью работы сотрудников складских площадок, отвечающих за своевременную погрузку товаров.
В каких случаях требуется паллетизация поддонов
Контейнерные перевозки, организация ответственного хранения, доставка сборных партий - все это подразумевает использование различных видов паллет, отвечающих стандартам грузоподъемности, прочности и устойчивости. Упаковки с продукцией укладываются на основание в несколько рядов, количество которых зависит от предельно допустимого веса, после чего оборачиваются эластичной пленкой. Таким образом, исключается вероятность падения коробок во время движения, а также обеспечивается защита от негативного воздействия влаги, пыли, ультрафиолетовых лучей и даже грызунов, периодически встречающихся на старых складах.
Виды и размеры паллет по ГОСТ 21391-84
Российские и зарубежные транспортные компании, специализирующиеся на оказании услуг по перевозке больших грузовых объемов, используют сертифицированные поддоны различных модификаций. Различия между евро, "американскими", "финскими" и другими моделями сводятся к конструктивным характеристикам - габаритам, расстоянию между досками и настилами, шириной элементов основания и т.д.
Действующий государственный стандарт, регламентирующий рассматриваемые процедуры, содержит перечень терминов и определений, в том числе отвечая на вопрос о том, что такое паллета на складе: это средство пакетирования с настилом и (опционально) надстройкой, предназначенное для размещения и крепления грузов. Конфигурация изделий, изготавливаемых из древесины, металла или прочных полимеров, предусматривает возможность применения мобильного грузоподъемного оборудования. Среди возможных модификаций выделяют:
- Универсальные - рассчитаны на эксплуатацию в рамках расширенной номенклатуры.
- Специализированные - применяются при перевозке отдельных типов продукции.
- Двухзаходные - допускают вилочный захват только с противоположных сторон.
- Четырехзаходные - позволяют поднимать поддон с любого борта.
- Плоские - характеризуются отсутствием настроек на настиле.
- Ящичные - конфигурации со стенками, изготавливаемыми в форме решетки, сетки или сплошного ограждения.
Стандартные европаллеты
Традиционный вариант, выдерживающий максимальный вес паллетированного груза в пределах 2т, и изготавливаемый в соответствии с протоколом UIC 435-2. Объем конструкции - 0,14куб.м (1,2*0,8*0,145м). Верхняя часть формируется из пяти досок обрезного типа, расположенных продольно с последовательным чередованием 3 широких (22*145*1200мм) и 2 узких (22*100*1200мм) элементов, которые размещаются на расстоянии не более 45мм для каждого из промежутков.
FIN паллеты
"Финская" конфигурация, характеристики которой закрепляет европейский стандарт ISO 3676, рассчитана на транспортировку сборных партий общим весом до 2,5т. В обязательном порядке маркируется клеймом производителя с указанием кода и года изготовления, а также аббревиатурой типовой принадлежности. Габариты поддона: 1,2*1*0,145м. Настил представляет собой комбинацию из 7 досок (3 шире, 4 уже). В основании, как и в предыдущем случае, используется девять точечных опор, а также поперечные фиксирующие элементы.
Паллеты по спецификации
В зависимости от особенностей планируемой логистической операции, запаллетировать груз можно различными способами. Так, в европейских странах стандартными опциями для железнодорожных и автомобильных перевозок считаются модели габаритами 800*1200мм и 600*1200мм (форматы EUR/EPAL). FIN рекомендуется ISO для морской транспортировки, тогда как в азиатских странах и Австралии аналогичным образом используются конфигурации 1100*1100мм. При выборе подходящего варианта стоит заранее уточнить и согласовать нюансы, особенно если речь идет об отгрузке продукции зарубежным контрагентам.
Виды паллетирования
Существует 2 основных варианта подготовки паллет.
Ручной
Укладка вручную актуальна для небольших организаций, ежедневный оборот которых вполне сопоставим с функциональными возможностями сотрудников складского отдела. Работники последовательно складывают коробки на поддон, после чего обматывают их стрейч пленкой и закрепляют шпагатом.
Машинный
Повысить эффективность работы склада можно за счет автоматизации базовых процессов. Использование роботов или конвейерных платформ изначально требует определенных финансовых вложений, быстрая окупаемость которых обуславливается ростом скорости и качества упаковки.
Преимущества и недостатки
Практика показывает, что чем крупнее распределительный центр - тем выше потребность в интеграции современных технологий. Человеческий фактор повышает вероятность нарушения правил паллетирования поддонов, следствием чего становится порча товаров во время погрузки или перевозки. Автоматизация уменьшает время, необходимое для формирования транспортной единицы, экономит ресурсы контроля, сокращает расходы по ФОТ и открывает возможность для перехода на круглосуточный производственный режим.
Способы упаковки
Выбор конкретной последовательности действий, целью которых выступает подготовка продукции к отправке, зависит от технических и финансовых ресурсов организации, а также от специфики груза. Обмотка защитной термоусадочной пленкой необходима в тех случаях, когда существует риск повреждения тары, и производится вручную, с помощью специальных инструментов или профессионального оборудования. Если коробки с отгружаемым товаром обладают достаточным уровнем прочности - альтернативной может служить фиксирующая ременная упаковка.
Размещение и крепление
В соответствии с требованиями ГОСТ 26653-90, сторона отправителя, отвечающая за подготовку продукции, должна:
- Соблюдать правила, устанавливаемые в отношении порядка проведения грузоперевозок на конкретных видах транспортных средств (автомобильная, железнодорожная, морская или авиационная логистика).
- Осуществить все необходимые действия, способствующие созданию благоприятных условий с точки зрения обеспечения целостности и сохранности груза, а также безопасности людей и окружающей среды.
- Учитывать специфику продукции, сроки доставки, климатические особенности в регионах отправки, следования и получения, объем возникающих нагрузок, а также иные факторы, потенциально способные оказать негативное влияние на качественные характеристики товара.
- Уведомить транспортную организацию о порядке предъявления партии, о возможных изменениях формы и о наличии потенциала для увеличения и унификации количества грузовых мест, что позволяет применять механизированные и автоматизированные средства перемещения.
Перечень требований, применимых в отношении упаковки, особенности перевозки, а также к иным сопутствующим аспектам логистической операции, должен быть зафиксирован для каждой разновидности в соответствующих разделах нормативно-технических документов. Сторона отправителя признается ответственной за выявленные недостатки тары, проблемы, связанные с внутренней упаковкой, а также за использование решений, изначально не соответствующих качественным характеристикам товара, в итоге ставших причиной его порчи или утраты.
Расчет веса для перевозки
Целью предварительной подготовки выступает обеспечение условий, при которых логист может безопасно перевезти продукцию, а получатель - распаллетить груз, соответствующий изначально согласованным договоренностям сторон. В связи с этим 1 из важных аспектов становится предельно допустимая весовая нагрузка, определение которой также является основанием для выставления счета на оплату со стороны логистической компании. Как показывает практика, теоретические и фактические значения нередко отличаются, поэтому перед тем, как произвести калькуляцию, следует уточнить у перевозчика схему расчета, в соответствии с которой заявляется стоимость веса.
Так, в случаях с организацией логистики с помощью автомобильного транспорта применяется термин "погрузочный метр", обозначением которого служит универсальная аббревиатура LDM (в английском языке применяется аналогичное словосочетание "loading meter", в немецком - слово "lademeter"). Это условная величина, фактически определяемая кузовной шириной используемого для перевозки грузовика, что в случае европейских фур составляет 2,4кв.м.
В качестве наглядного примера приведем расчет объема при использовании стандартного европаллета, площадь которого (1,2*0,8м) необходимо умножить на вышеуказанную цифру. Результат, выраженный в погрузочных метрах, составляет 0,4м. Максимальный полезный вес полностью загруженной фуры составляет 21т, длина кузовного пространства - 13,6м, таким образом, на единицу LDM приходится 1,544т. Перемножив данные по 1 поддону и единичный весовой показатель (1544*0,4), мы получаем итоговое оплачиваемое значение - 617кг.
Говоря о том, какой из факторов оказывает большее влияние на стоимость логистической операции, стоит отталкиваться от специфики выбранного способа грузоперевозки. В случае с морским транспортом ключевым аспектом обычно оказывается объем, тогда как авиационная доставка напрямую зависит от веса груза. На авто и ж/д опции в равной степени влияют оба критерия, поэтому при выборе параметра для расчетов учитывается удельная грузовая плотность.
Технически данное значение представляет собой соотношение между объемной и весовой характеристиками, которое можно выразить как вес кубометра товара в тоннах. В зависимости от типа продукции, различным окажется и соответствующий показатель stowage factor - так, для легких зерновых культур коэффициент составляет 1,66 (0,6т/куб.м), а в случае с железной рудой доходит до 0,33 (около 3т/куб.м). Если результат расчета оказывается выше единицы - груз определяется как "объемный", поскольку тонна условного продукта с коэффициентом 1,5 занимает пространство, равное полутора кубическим метрам. При значении ниже 0 партия считается "тяжелой", поскольку тоннаж оказывается выше метража - и исходя из этого перевозчиком устанавливается окончательная стоимость логистических услуг. Также встречаются случаи, когда соотношение оказывается равным, или "дедвейтом" - при подобном балансе разницы нет, так что выбор в пользу того или иного варианта остается на усмотрение транспортной компании.
В зависимости от местонахождения контрагентов, для определения весовой характеристики также допускается применение различных единиц измерения: стандартной метрической (1000кг/2204,6 фунтов), короткой тонны (907/2000) или длинной тонны (1016/2240). Первый вариант по умолчанию считается наиболее распространенным, однако при согласовании деталей поставки этот нюанс также следует проговорить заранее.
Сколько паллет вмещается в фуру
Конкретное значение зависит от вида используемых поддонов, а также методики установки. Так, при расположении в поперечной последовательности длинной стороной ("двойками") полная комплектация составляет 32 транспортных единицы, при постановке короткой ("тройками") - 33шт. Вместительность некоторых прицепов оказывается увеличенной за счет большей длины конфигурации, что позволяет отгрузить сразу 35 паллетных сборок (33+2). При этом важно учитывать, что размещение вторым способом повышает прочность и устойчивость - особенно в тех случаях, когда речь идет о не слишком надежных грузах с большой высотой компоновки, потенциально рискующих "поехать" при повороте или резком торможении фуры.
При 1-ярусной загрузке типовых контейнеров протяженностью в 20 футов внутри рабочей зоны умещаются до 11 европаллет. С увеличенной вдвое протяженностью количество поддонов доходит до 25 единиц. В соответствии с правилами, коробки и открытые элементы конфигурации не должны выходить за пределы верхнего настила. Кроме того, следует помнить об условии, согласно которому высота формируемого пакета ограничивается как высотой кузовной части автомобиля, так и необходимостью обеспечения сохранности груза на паллете - о том, что это такое, с фото и инструкциями по комплектованию, персонал уведомляется отдельно. Условно говоря, банки с краской, собранные на паллете больше чем в шесть ярусов, с высокой долей вероятностью раздавят нижние ряды, что приведет к нежелательным последствиям для отправителя. Также учитываются техническая возможность осуществления погрузочно-разгрузочных работ (наличие места для захвата, вероятность падения при толкании и т.д.), условия транспортировки и особенности выбранного способа упаковки.
Заключение
Подготовка к грузоперевозкам предусматривает выполнение ряда последовательных работ, по итогам которых ящики, коробки или штучный товар формируются в отдельную учетную единицу. Для паллетирования поддонов применяются как стрейч плёнка, так и металлическая или полимерная лента - при условии, что тара обладает достаточной прочностью и не нуждается в дополнительной защите. Выбранные способы и методы должны соответствовать базовым правилам, соблюдение которых гарантирует надежность и безопасность временного хранения при транспортировке.
Статья "паллет и паллетирование" эксперта Складовского. 3.8.2023.