Уборка квартиры
Метод Кон-Мари: магическая уборка и расхламление квартиры по японской системе Марии Кондо
По версии широко известного в мире журнала "Time", книга, о которой пойдет речь, является настоящим бестселлером, а автор, благодаря ее написанию, вошла в сотню наиболее влиятельных людей планеты. Японская магическая уборка или метод Кон Мари (КонМари) принадлежит разработке Марии Кондо, которая при помощи несложных рекомендаций сумела полностью очистить свое жилище от хлама, а также изменить свои привычки таким образом, чтобы ненужные вещи более никогда не копились на антресолях и в тумбочках.
С первого взгляда кажется, что не все советы прославленной японки подходят для реализации. Стоит разобраться с основными принципами, чтобы максимально адаптировать их таким образом, чтобы они подошли любому человеку и помогли избавиться от ненужных вещей, которые десятилетиями пылятся в наших домах и квартирах.
Расхламляемся правильно: уборка по-японски
По мнению Марии, это вовсе не является будничным мытьем полов или протиранием пыли. Это наведение порядка, причем не только жилого помещения, но также мыслей, отношений с близкими людьми. По сути, она говорит, что именно этот день становится праздником примирения с самим собой, который случается однажды в жизни каждого человека.
В дальнейшем придется просто поддерживать чистоту, не накапливая лишнее, а сразу отправляя его в утиль. Свою систему девушка создала на основе прочитанной ею книги Нагиса Тацуми под названием "Искусство избавления от ненужных вещей", которая ей самой помогла разобраться с главными постулатами верного расхламления. Давайте разберемся, что же именно имеется в виду, и с чего стоит начинать действовать.
Все 1 махом
Социологи считают 21в. эпохой сверхпотребления, когда люди приобретают множество разнообразных предметов. Поэтому идея выбросить хлам не нова, существует даже принцип, звучащий следующими образом: "Приобрел новое - выбросил старое". Однако такие рекомендации обычно либо не работают совершенно, либо человек забрасывает следовать им уже спустя непродолжительное время. Ведь поиск того, что можно выкинуть без вреда может занять довольно много времени, которого всегда не хватает и потребует затраты энергии и сил, а их хочется потратить на более полезные дела.
Поэтому лучше избавиться от груды лишнего за 1 раз. Не надо брать отгул на работе, целый день курсировать между квартирой и мусорными баками, хотя и такой вариант совсем не плох. У каждого это может занять разное время, в зависимости от изначального количества хлама. Кто-то справится за 1 поход, а кому-то придется неделю таскать тяжелые тюки по несколько часов после работы. Главное тут не затягивать и довести начатое до конца, после чего просветление и чувство облегчения захватит ваш дом и душу.
Категории, но не места хранения
Начиная процесс, люди зачастую планируют ее поэтапно, переходя из 1 помещения в другое. К примеру, сперва они расхламляют кладовую, затем переходят к кухне, ванной и т.д. После недели трудов обнаруживается, что усилия не увенчались успехом, а хлам просто переставляют с 1, уже захламленного пространства, в другое, более свободное.
Наиболее ярким примером является одежда, которая может висеть в шкафу в прихожей и в спальне, валяться на антресолях, даже в диване или в чемодане под кроватью. Потому сперва рекомендуется разделить все по основным категориям и только после этого убирать:
- носильные вещи;
- белье;
- книги;
- документы;
- кухонные принадлежности;
- бытовая химия;
- косметика;
- технические приспособления и пр.
Придется следить, что правильная чистка по категориям не переросла в обычное раскладывание по местам. Поэтому все 1 порядка вместе достается из закоулков, и только потом его начинают раскладываться по местам. Когда люди впервые складывают такую кучу посреди комнаты, то обычно испытывают легкий шок от того количества добра, которыми они владеют, но не применяют в повседневной жизни.
Выбирайте не то, что требуется выбросить
Это 2-й принцип, следовать которому придется неукоснительно, чтобы изучить пошагово расхламление квартиры и уборку дома по методу КонМари и воплотить их в реальность. Ведь со старьем, действительно изношенными вещами, сломанными и утратившими функциональность бытовыми техническими приспособлениями и прочим подобным, расставаться обычно не сложно. Однако наши квартиры бывают под завязку затрамбованы еще хорошими, с виду привлекательными, даже полностью рабочими и новыми, выкинуть которые не так и просто.
Потому акценты следует сместить в сторону того, что действительно хотелось бы оставить. Для этого сгребите кучу 1 категории и просто берите каждый отдельный предмет в руки, рассматривайте его, ощутите, какие эмоции он у вас вызывает. Мария считает, что оставлять следует только то, что на самом деле вызывает положительные эмоции. Расставаясь с чем-то, проще "отпустить", поблагодарив это за то, что оно принесло в вашу жизнь, даже если пользоваться им не пришлось. К примеру, вы разобрались, что точно не пригодится.
Не вовлекайте домашних
Это третье основополагающее правило, преступать которое нельзя ни при каких обстоятельствах, иначе усилия пойдут прахом. Заниматься этим лучше самостоятельно, плотно прикрыв за собой двери, разбираясь только со своими личными вещами, и так поступать должен каждый член семейства. Тут имеются три основных аспекта, которые стоит изучить более подробно:
- Подавляющее большинство свято уверены, что хлам появляется благодаря мужу, детям, стареньким родителям, брату, золовку и остальным членам семьи, но только не им самим. Это совершенно неверное отношение, которое легко преодолеть, просто начав действовать по этой методике.
- Следует безжалостно выбрасывать все, даже если оно в прекрасном состоянии, не предлагая его близким, родственникам или друзьям. Кто-то обязательно пожалеет еще вполне функциональный миксер с 1 насадкой или рабочую бензопилу, однако по факту вы просто перенесете хлам из собственного жилища к сестре, отцу, приятелю, матери и т.д.
- Родственники всеми силами будут препятствовать вашему расхламлению, предлагая варианты оставить вещь. К примеру: "Как можно отправить в утиль платье, приобретенное за половину зарплаты? Ну и что, что вы не надевали его ни разу! Отдайте его сестре или матери!" Тогда это просто перекочует из 1 комнаты в другую, и снова будет валяться, занимая драгоценное пространство.
Десять основных принципов
Чтобы вышеописанное действительно сработало, рекомендуется изучить десять ключевых моментов, которые в этом помогут.
Главная цель метода Мари Кондо - наведение идеального порядка в доме
Прежде чем осуществить большую перезагрузку, убрав хлам, следует начать с визуализации. Каждый должен представить себе свой новый, комфортный и удобный дом, и жизнь в нем. К примеру, можно отыскать подходящую картинку в интернете или соответствующем журнале, и стремиться подогнать реальность под этот увиденный идеал.
Конечным этой деятельности будет достижение максимального подобия не более, чем за полгода от начала процесса. Относиться к нему можно исключительно, как к важному торжеству, ведь занимаетесь вы этим непростым делом впервые, а сохранение результата подразумевается навсегда.
Этапы
По мнению Мари, есть две основных фазы, первая из которых более важна. Это выбрасывание всего, что не пригодилось. Вторым она называет правильную организацию хранения необходимого, о чем мы поговорим ниже.
Категории и подкатегории
Разделить на разные кучки по общим признакам - половина дела. Стоит сберегать их точно в таком же порядке, а не в определенных комнатах, хотя зачастую два эти понятия совпадают. Такой неординарный подход поможет не только проконтролировать накопление лишнего хлама, но также позволит объективно оценивать объем имеющегося.
Правильный порядок расхламления квартиры по системе Мари Кондо (Кон Мари)
Стоит разбить процесс таким образом, чтобы поэтапно выполнять уборку по порядку, что поможет не запутаться и максимально упростить ее:
- одежда;
- книги;
- документы;
- бумаги;
- разное;
- сентиментальные.
Принцип отбора: радует или нет
Мари Кондо считает, что главный признак создания счастливого жилища - окружить себя наиболее любимыми и дорогими сердцу вещами. Поэтому каждый предмет из общей кучи определенной категории необходимо брать в руки, задаваясь вопросом, радует ли он или не вызывает никаких ощущений. Важно только это, а не новизна, стоимость или редкость чего-либо. Выбрасывая, следует поблагодарить за службу, даже если вы не использовали его ни разу. Ведь тогда его целью появления в вашей жизни было именно то, что вам это совершенно ни к чему.
Первый шаг системы КонМари: сложить вместе все из 1 категории
Просто вывалите, к примеру, одежду, 1 кучей на кровать, не забыв ни единого носка или галстука. Собрать вещи придется по всей квартире, при учете обуви, пальто и курток, нижнего белья и прочего. Только так можно будет объективно оценить, насколько велик их объем. Кроме того, образовавшийся завал никак не позволит остановиться где-то на середине и поможет завершить процесс.
Вертикальное хранение (кроме посуды) лучше
Более рационально сберегать предметы, ориентируя их в пространстве стоя, а не складывать стопками. Так будет сразу видно, что лежит в комоде или ящике, а достать их не составит труда, не задев остальные.
Используйте те коробки, которые есть
Необязательно бежать в магазин и приобретать новые емкости, можно разместить в те ящики, которые имеются, например, оставшиеся от обуви. Госпожа Кондо считает именно их идеальными, каждый может проверить это на себе. К тому же их можно подписать, чтобы не путаться и не создавать беспорядок во время поисков карандаша или носков.
Каждому изделию - свое место
Это означает, что у любой вещи обязательно должно быть свое место. Взяв ее, следует вернуть именно туда же, а не бросить где попало. Только так можно избежать эффекта обратного действия, когда предметы медленно, но уверенно теряются по площади, захламляя квартиру.
Хранение в одном помещении - это правильно
Каждому члену семейства следует выделить собственное помещение, где он будет сберегать свое. Укладывать нужное для общего пользования следует в 1 комнате. К примеру, лыжи должны быть либо в кладовке, либо на балконе, а не в обоих местах сразу. Вы должны быть твердо уверены, что они стоят именно там, рядом с ними лыжные палки, а в ящике рядом - оборудование для их обслуживания.
Советы по отдельным категориям уборки по японской системе: порядок в доме по методу Мари Кондо
Осталось немного пройтись по отдельным группам.
Одежда
- Ревизия гардероба должна проводиться поэтапно: рубашки (топы, кофты, свитеры и пр.), нижние и верхние части (брюки, юбки, а также пиджаки, блузы), то, что надо развесить, носки, белье, аксессуары, специальные (спортивная форма, купальники), обувь.
- Складывать проще от темного, тяжелого и длинного к более светлому и легкому.
- Принцип "сумка в сумке" хорошо работает. Стоит оставить ремешок или ручки снаружи, чтобы их сразу было видно.
- Бюстгальтеры с чашками размещают 1 за другим в отдельной коробке.
- Прямоугольниками складывают и хранят все, включая колготки или носки.
- Обувь размещают снизу вверх, от более тяжелой (сапоги, ботинки), к легкой (сандалии, босоножки).
Книги
Если таковых довольно много, разберите их по категориям:
- художественные;
- прикладные;
- иллюстрированные;
- журналы.
Кондо говорит, что от непрочитанной литературы лучше избавиться, т.к. она не будет прочитана. Однако это весьма спорное утверждение, каждый должен определиться с этим самостоятельно.
Бумаги и документация
Главное правило - выбросить как можно больше, а в идеале все, кроме действительно важных документов (паспорт, свидетельство о рождении, браке, смерти, завещания, акции и пр.). Такое откладывают в отдельный органайзер и бережно сберегают. Остальное можно разобрать на требующее решения и лишнее, с чем совершенно понятно, как поступить.
Разное
По-другому назвать эту подкатегорию можно "всякая всячина":
- Гигиена.
- Косметика.
- Украшения.
- Электроприборы и техника.
- Канцелярия.
- Инструментарий.
- Лекарства.
- Хобби.
- Продуктовый запас и многое другое.
Памятные
Сюда входит то, что дорого как память. К примеру, это могут быть спортивные или иные награды, открытки, любовная переписка, сувениры, поделки ребятишек и прочее. С этим будет трудно, потому что любой предмет будет вызывать положительные эмоции и теплые воспоминания о прежних этапах жизни.
Кухня
Пространство вокруг раковины, столешницу, а также остальные рабочие поверхности лучше держать пустыми. Даже бутылку с обезжиривателем и губку лучше спрятать в шкафчик над мойкой или под ней. Также не рекомендовано беречь нарядный сервиз или полотенца, салфетки для "подходящего" случая, который может не наступить, и хранить их в витринах. Лучше использовать их ежедневно, получая от готовки и принятия пищи настоящее удовольствие.
Ванная
Размещенное вокруг самой ванны или душевой кабинки, должно быть успешно спрятано в шкафчики и ящики. Взятое необходимо вернуть на место, это значительно упрощает процесс. Заодно, так можно не позволить баночкам или мочалкам становиться неприятно склизкими, не давать расплодиться на их поверхности бактериям и плесени.
Комоно
Именно так на японском языке называется хлам. К нему можно отнести сувениры и части неопознанных электроприборов (шнуры, крышки), упаковочные коробки и пробники косметики, домашние запасы и подарки из промо-акций. Мари предлагает по максимуму от них избавиться.
Что делать с тем, что решено убрать из своей жизни
Для любой категории можно придумать множество качественных решений:
- Сдать в благотворительные организации.
- Хорошую одежду можно отдать непосредственно в интернаты.
- В переработку, получив даже некоторое количество денег (металлолом, полиэтилен, макулатура).
- Продать на барахолке или в интернете.
- Раздать желающим, разместив объявление в сети или газете.
Заключение
Изучив все пункты, можно без особого труда научиться наводить порядок по японской системе и методике уборки дома Марии Кондо (Кон Мари). Так можно эффективно избавиться от хлама и главное - окружить себя только тем, что действительно необходимо, дорого сердцу и радуют глаз.
Статья "Уборка квартиры" эксперта Складовского. 3.8.2023.