Маркировка тары
Сухогрузы, поезда, самолеты, тентованные грузовики ежедневно перевозят миллионы тонн самых разных сборных и генгрузов. И при этом перевозчику нужно сообщить, что и кому везти, как грузить отдельные коробки и целые поддоны. Помогает в этом маркировка транспортной тары и грузов, выполненная на складе отправителя в соответствии с определенными требованиями. Недостаточно просто написать, кому адресованы коробки. Существует специальная система, понятная всем участникам грузоперевозок. И ее обязаны придерживаться все участники процесса. В противном случае возможны непредвиденные изначально потери товаров, неверная его адресация и прочие неприятности. Например, экспортера или импортера могут привлечь к уголовной ответственности. В сегодняшнем обзоре специалисты компании "ВашStorage" расскажут про все особенности.
Как и для чего нужно маркировать
Специальная транспортная маркировка грузового места - это комплекс особых знаков, цифровых и буквенных обозначений груза. Их наносят непосредственно на ящик или упаковку с содержимым.
Сам грузоотправитель или перевозчик таким образом обозначают:
- Количество упаковок на поддоне.
- Вес и габариты.
- Данные сторон по договору отгрузки: наименования и адреса. Где происходит погрузка, куда необходимо везти, требуются ли перегрузки в пути.
- Как перемещать ящики и отдельные предметы в процессе доставки, выполнении перевалочных работ.
Конечная цель всех действий - обеспечение сохранности товаров пути между пунктами отправления и получения.
Виды маркировки грузов для транспортировки
Обеспечение сохранности собственно багажа - только одна из основных задач, решаемых за счет нанесения специальных символов. Нельзя забывать, что перевозят не только домашние или офисные вещи, но и вещества, оборудование, а также различные компоненты, представляющие опасность для человека и окружающей среды. И такие обозначения показывают персоналу, как проводить погрузку и разгрузку, чтобы избежать утечек и повреждения тары. Эта процедура является гарантией безопасности окружающих.
Выделяют несколько видов маркировки транспортных пакетов и грузовых мест:
- Отправительская. Реквизиты товара, прописанные в ТТН.
- Транспортная. Информация о комплектации отправления, его регистрационном номере и количестве единиц.
- Товарная. Изготовитель сообщает данные о себе, характере груза и его наименовании.
- Специальная. Включает предупредительные обозначения. Компании-перевозчики и складские терминалы ориентируются на них в процессе доставки, хранения, перевалки товаров.
Даже без учета, какие обозначения требуются в каждом случае, их необходимо нанести до погрузки на судно, платформу (вагон) поезда или на борт автомобиля.
Что включает в себя транспортная маркировка
При нанесении распорядительных и опознавательных меток российские компании обязаны учитывать требования ГОСТ 14192-96. Этот нормативный акт содержит описания следующих категорий надписей и знаков:
- основные;
- дополнительные:
- информационные;
- манипуляционные.
Для каждого из перечисленных вариантов обозначений в ГОСТ 14192-96 определено место и порядок нанесения. Это позволяет упростить погрузочно-разгрузочные работы, стандартизировать размещение грузов в трюмах, на палубах сухогрузов или в ж/д вагонах.
Основные надписи
К этой группе обозначений относят информацию о получателе:
- Название для организаций или ФИО для физлиц.
- Адрес назначения. При необходимости указывают наименования станций перегрузки.
- Номер конкретного ящика или коробки в партии, количество мест, занимаемых в вагоне, машине, контейнере.
Данные о получателе указывают в обязательном порядке. Последний пункт соблюдают, если нескольким получателям адресованы посылки в абсолютно одинаковой таре.
Дополнительные надписи
К этой группе обозначений относят сведения об отправителе:
- Полное наименование организации, или ФИО физлица.
- Адрес места отгрузки.
- Информация обо всех перевозчиках.
Информационные надписи
Ответственные лица обязаны нанести на тару:
- Массу нетто и брутто в кг. Для каждой упаковки нужно обозначить количество изделий в ней. Эти данные размещаются внизу посередине.
- Габариты упаковок в сантиметрах. Их проставляют в нижней части короба слева. Если ящики грузят на поддоны, нужно указывать длину/ширину/высоту и каждой отдельной единицы, и паллета.
- Количество европоддонов в партии и мест на каждом из них.
Отдельно стоит коснуться вопроса, что должна содержать маркировка груза при выполнении автомобильных перевозок. Размерные значения обозначают только при условии, что 1 из этих параметров превышает 120см. Масса брутто и нетто относятся к необязательным данным, если они уже есть на этикетке, относящейся собственно к перевозимым товарам.
Внимания заслуживает и ситуация, когда транспортировка выполняется на поддонах. На каждом отдельном коробе (ящике) в этом случае указывают вес (с упаковкой и без). Все прочие данные относятся уже собственно к паллете. Также нужно обозначить количество европоддонов, единиц на каждом из них и порядковый номер подставки.
Маркировка мест груза должна быть нанесена в формате дроби:
- В числителе - сколько европаллет предстоит везти.
- В знаменателе - количество штук в каждой такой упаковке.
- В скобках - номер поддона в партионном отправлении.
Все сказанное выше относится только к сборным поставкам. Для генеральных, когда все содержимое контейнера или кузова адресовано одному получателю, можно не тратить время на маркирование каждой отдельной коробки. Достаточно обозначить массу нетто и брутто.
Манипуляционные знаки
Надписи ранее указанных типов при определенных обстоятельствах можно пропустить. Но символы из этой группы обязательны при любых обстоятельствах. При их нанесении важно учитывать требования ГОСТ. Форма обозначений унифицирована. Их обязаны учитывать грузоперевозчики вне зависимости от страны базирования.
Основные типы знаков:
- "Хрупкое". Груз может разбиться при неосторожном обращении.
- "Беречь от нагревания и солнечных лучей". Содержимое может испортиться при несоблюдении этого условия.
- "Беречь от влаги". Это может относиться к металлическим и иным изделиям, окисляющимся при соприкосновении с водой.
- "Беречь от излучения". Этот вид специальной маркировки транспортной упаковки в основном касается фотопленки и иных аналогичных продуктов.
- "Ограничение температуры". Характеристики товаров могут меняться при нагреве или охлаждении вне определенных пределов.
- "Защищать от радиации".
- "Скоропортящийся". Хранение и транспортирование осуществляется в определенных условиях. Да и использовать его нужно в течение короткого срока.
- "Герметичная упаковка". Ее запрещено вскрывать для осмотра содержимого, при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
- "Тропическая упаковка". Вне зависимости от того, для чего нужен груз, транспортная маркировка содержания регламентирует не только температуру, но и влажность. И их нельзя нарушать при проведении любых манипуляций.
- "Запрещено брать крюками". Если объект предстоит перемещать, для этого применяют текстильные петли, "крабы" и т.д.
- "Место строповки". Погрузочные канаты должны проходить именно в этих точках.
- "В этих местах запрещено поднимать на тележку". Знак используют при наличии выступающих деталей, которые можно повредить при подъеме.
- "Верх". Это актуально, если ящик или короб при перевозке должен находиться в строго определенном положении.
- "Центр тяжести". Этот вид маркировки груза относится к обязательным, когда речь идет о транспортировке негабаритных станков и когда возможны смещения, например, на поворотах или резких маневрах.
- "Штабелирование запрещено". Коробки можно ставить только в 1 ряд.
- "Поднимать за ящик". Стропы нельзя крепить к упаковке.
- "Открывать здесь". Так маркируют ту сторону ящика, которую можно вскрывать, чтобы извлечь содержимое.
- "Катить запрещено". Нельзя перемещать таким образом.
- "Штабелирование ограничено". Здесь отправитель обязан обозначить, какой вес можно разместить сверху на промаркированной таре, чтобы не повредить.
- "Зажимать здесь".
- "Не зажимать". Этот вид обозначений ставят в точках, где не должно быть зажимов.
- "Ограничение количества ярусов в штабеле". Важно указать, столько коробок максимально можно поставить друг на друга.
- "Запрещается применение вилочных погрузчиков". Для проведения погрузочно-разгрузочных работ придется выбирать иные способы.
Когда наносится маркировка
Обязанность по нанесению всех предусмотренных стандартами знаков возлагается на грузоотправителя. Он обязан передать перевозчику уже маркированные упаковки или ящики. Последний может дополнить данные, особенно если речь идет о сборных партиях. В частности, на каждой конкретной коробки обозначают ее порядковый номер.
Именно представители транспортной компании заинтересованы в том, чтобы на таре были проставлены все необходимые данные. Иначе потом будет сложно избежать претензий со стороны заказчика услуги и получателя.
Правила маркировки грузов
Обязательные условия - достоверность информации и соответствие правилам, приведенным ниже:
- Транспортные надписи должны быть на каждом месте из перевозимой партии. Если планируется перевозка однородных коробок, то на них нужно обозначить массу брутто и нетто. Общие данные печатают на ярлыках с учетом положений ГОСТ 14192-96. Их можно закрепить любым удобным образом. Главное, чтобы они держались на одном месте и не терялись.
- Если габаритные или иные изделия перевозят без упаковки, сопроводительные сведения можно нанести любым удобным способом, чтобы их было видно.
- Если транспортная маркировка содержит манипуляционные знаки, нужно учитывать, что для них отведены верхние углы на каждой из сторон. Краску для печати выбирают контрастную по отношению к фону. Но лучше не использовать цвета, предназначенные для обозначения опасных веществ: газов, радиоактивных компонентов и т.д.
Вне зависимости от того, как перевозят грузы, транспортная этикетка должна быть хорошо видна.
Язык
Если получатель находится, проживает в другой стране, для пометок используют язык этого государства.
Для импорта правило дополняется. Поставщик обязан делать надписи еще и на русском. Это относится к данным об адресе назначения и конечном бенефициаре.
Расположение маркировки на таре
В соответствии с ГОСТ нельзя все знаки разместить в одном углу ящика. Важно соблюдать следующие правила:
- Основные надписи - в центре стороны коробки. Дополнительные справа. Название перевозчика размещается сверху, отправителя под ним.
- Для манипуляционных знаков предусмотрены разные места расположения. Например, вверху слева печатают символы запрещающего характера.
- На бочках надписи штампуют на днище, на ящиках - на любой боковой стороне. Если предстоит перевозить мешки, например, с кофе, ярлыки можно вшить в верхний шов. Максимально близко к нему печатают и иные знаки.
Способ маркировки тары
Пометки на упаковке делают одним из следующих вариантов:
- Специальной краской при помощи трафаретов.
- В типографии или в гальванической ванне.
- Методами штампования, выдавливания или выжигания.
- При помощи специального маркировочного оборудования.
Надписи должны быть хорошо видны на основной поверхности. Например, на белом, бежевом печатают черным и наоборот.
Как читается
Знаки, о которых речь шла выше, наносят для перевозчиков, грузчиков, сотрудников логистических терминалов и т.д. Соответственно, надписи должны быть читаемыми. Именно поэтому их наносят во вполне определенном порядке, стандартном для всех стран мира.
Схему размещения транспортировочных пометок можно прочитать следующим образом:
- Знаки манипуляционного характера.
- Предупреждения, не обязательные, но допустимые.
- Число грузовых мест в перевозимой партии. Для каждого из них нужно обозначить порядковый номер.
- Название компании-получателя или Ф.И.О. физлица. Здесь же указывают конечный адрес.
- Данные о пунктах, где проводится перегрузка на другое транспортное средство.
- Пометки перевозчиков.
- Объем изделия, короба, ящика. В соответствии с требованиями к нанесению маркировки на грузовые места эти данные указывают только при условии, что транспортное средство пересекает границу России, выходит из ее территориальных вод.
- Габаритные значения для единицы.
- Масса брутто.
- Масса нетто.
- Сведения о производителе. Как вариант, можно указать страну, в которой товар произведен.
- Пункт, откуда изделия отправляют.
- Название компании-отправителя.
Эти правила неактуальны, если предстоит перевозить что-то особо опасное или насыпное. В первом случае ориентируются на требования ДОПОГ, во втором - на особые дополнения к стандартному порядку.
Особенности маркировки упаковки и грузов при экспорте и импорте
Положения российского стандарта универсальны для всех государств и континентов. Но при отправке за границу нужно учитывать еще несколько моментов. На таре нужно обозначить:
- Реквизиты контракта с партнером из другого государства.
- Куда следует (населенный пункт).
- Маршрут перевозки.
- Номер заказа-наряда.
- Товарный знак.
- Марка компании, отправляющей товар.
- Объем в кубометрах. Это правило не распространяется на небольшие упаковки (менее 1 м3).
Отправитель по действующим правилам дублирует надписи на языке страны назначения.
Неправильная отгрузочная маркировка при перевозке грузов
Ошибки или описки в основных и вспомогательных надписях могут привести к самым разным недоразумениям и проблемам, среди возможных ситуаций:
- Товар задерживается в пути. Его придется переоформлять.
- Наложение штрафов на отправителя в соответствии с гл.16 КоАП РФ.
- Возбуждение уголовного дела, например, из-за неверного указания кодов ТН ВЭД. Это возможно, если в силу разных причин отправитель или получатель не выплатит в качестве налогов и сборов более 2млн.руб.
Заключение
В статье мы разобрали, какие виды транспортной маркировки штучных грузов наносятся грузоотправителем - это обязательное условие вне зависимости от того, где будет двигаться машина, поезд или судно. При нанесении данных ориентируются на ГОСТ 14192-96. Несоблюдение требований стандартов приводит не только к задержкам партий в пути, но и административной ответственности. Если компетентные органы сочтут, что отправитель намеренно исказил данные на таре, например, неверно указал коды ТН ВЭД, нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности. Обязательное условие для этого - сокрытие от перечисления в бюджет не менее 2млн.руб. В компании "ВашStorage" вы можете арендовать складские территории, которые оборудованы современными установками климат-контроля и системой круглосуточного видеонаблюдения.
Статья "Маркировка тары" эксперта Складовского. 21.1.2023.