Перевозка лодки
Перевозка лодки: как погрузить, закрепить и перевезти ПВХ на крыше автомобиля
Рыбаки и просто любители активного летнего отдыха знают, что перевозка надувных лодок ПВХ на багажнике автомобиля, который закреплен на крыше авто, является оптимальным вариантом для транспортировки сразу в надутом состоянии. Однако здесь есть несколько основных правил, о которых никак нельзя забывать. К примеру, для плавсредства должны быть обязательно предусмотрены качественные и надежные крепления, но есть и другие условия. Давайте разберемся.
Основные способы
Такая конструкция имеет несколько характерных особенностей: достаточно большой размер в надутом состоянии, непростая форма и внушительная ее масса. Поэтому, выбирая метод ее транспортирования, нужно помнить о нескольких главных критериях:
- сложность реализации;
- цена перевозки;
- соблюдение необходимых условий;
- наличие или отсутствие кофра, чехла для защиты корпуса от механических повреждений.
Чтобы разобраться в вопросе, а потом и осуществить задуманное собственными силами, не помешает выяснить, какие способы существуют в принципе:
- багажник авто, куда можно поместить плавсредство в сдутом состоянии;
- бортовой прицеп, который имеется у многих автовладельцев-рыбаков;
- специальные, адаптированные под подобные цели, платформы;
- крепление сверху;
- устройства для перевозки лодок, которые чаще всего оборудованы особыми приспособлениями для самостоятельной погрузки.
В крайних случаях, когда расстояние является небольшим, можно использовать так называемые транцевые колеса. Однако следует понимать, что далеко не всякая дорога подойдет для такого типа транспортировки лодки, поэтому лучше сразу же разобраться, можно ли перевозить на крыше автомобиля и как именно ее перевезти.
Каждый подобный случай имеет много положительных и отрицательных сторон. Остановимся на каждом из них.
Прицепы
Чтобы ни корпус, ни двигатель не пострадали во время поездки по неровной и ухабистой дороге, она должна быть очень тщательно осмотрена, а затем закреплена. Ничего не должно шататься - это важно. Алгоритм действия несложен:
- к бортам крепится особый вкладыш, который соответствует габаритам груза;
- все фиксируется болтами, что позволяет сделать конструкцию съемной;
- при помощи любого мягкого материала изолировать острые выступы и выступающие элементы;
- установить закрепляемый предмет на получившуюся поверхность;
- застегнуть все прочно и надежно, проверяя себя несколько раз;
- прикрепить прицеп к фаркопу автомобиля.
Существуют платформы промышленного производства, с которыми намного меньше проблем. Сверху они имеют крепления, поэтому специальную конструкцию монтировать не придется. Причем широкий ассортимент подобной продукции позволит выбрать даже вариант для килевых ПВХ-средств, которые уже заранее оснащены всем необходимым. Для иных целей использовать нечто подобное едва ли получится, поэтому многие отказываются от приобретения подобных устройств.
На крыше
По показателям экономичности, а также мобильности такой вариант оказывается абсолютно приоритетным. Это особенно очевидно, когда речь идет о езде по бездорожью. Но придется изначально позаботиться о том, чтобы защитить поверхность автомобиля от царапин и повреждений, для чего предварительно монтируют багажник.
Транцевые колеса
Это приспособление рассчитано скорее не на перевозку лодки на дальние расстояния, а только для случаев, когда вплотную к воде подъехать никак не удается. Они представляют собой шасси на универсальных крепежных элементах, которые подразумевают сложенное и рабочее положение. Различают несколько основных критериев выбора:
- размер стойки;
- условия применения;
- способ монтажа.
Среди разнообразия можно подобрать и такие, кто не требуют разбора во время эксплуатации плавсредства. Более того, их можно использовать в качестве держателей для спиннингов.
Багажник
Никакой багажный отсек легкового авто не подходит, чтобы перевозить в нем устройство в рабочем состоянии. Поэтому придется спустить из баллона воздух, а потом снова накачивать его на берегу перед использованием.
Однако опытные люди и сами производители не рекомендуют слишком часто проводить подобные манипуляции, чтобы не нарушить целостность материала. Лучше отказаться от такого варианта перевозки, исключением будут только небольшие модели из эластичного и достаточно мягкого материала.
Какие конструкции допустимо перевозить таким образом
Существует ряд особых правил, которые придется соблюдать при транспортировке таких устройств. Для начала нужно четко представлять себе ограничения:
- возможность легко снять и погрузить лодку на крышу автомобиля 1;
- масса плавательного средства, вместе с весом самой крепежной конструкции, не должна превышать 40кг для всех моделей "москвичей" и 50 - для различных вариантов "жигулей";
- центр тяжести можно разместить как раз над багажником, а сам груз не выступает при этом за пределы авто более, чем на 0,5м.
Также следует понимать, что есть ряд моделей, которые подходят для такого вида перевозки:
- каноэ;
- глиссирующие;
- парусные;
- байдарки;
- универсальные.
Последний пункт включает только те конструкции, которые оборудованы навесным двигателем и возможностью передвигаться на веслах.
Не помешает заодно и выяснять, какие габариты прописаны в правилах:
- длиной не более 4м, когда речь идет о судах с узким носом и в положении вниз килем;
- 3,2м для широких вариантов, если сзади на бампере имеются особые крепежные стойки;
- 2,6м, когда средство размещается вверх нижней частью.
Ширина конструкции никакими разделами правил никак не регулируется. В любом случае все стандартные размеры таковых меньше, чем поверхность.
Крепления для ПВХ-лодки на крыше автомобиля
Чтобы все было максимально надежно, придется постараться. Для этого могут потребоваться следующие конструкторские решения:
- рейлинги автомобильного типа;
- хомуты из пластика;
- профиль металлический;
- колпаки;
- шнур или лента (плоская полоса) с устройствами для затягивания;
- ролики или колеса;
- утеплитель.
Потребоваться могут все вышеозначенные приспособления и части, или же лишь некоторые из них.
Установка
Сделать все можно своими руками, ничего сверхсложного или требующего особых навыков в этом процессе не предусмотрено. Даже тот, кто имеет лишь базовые познания в работе с такими инструментами, как гаечные ключи и плоскогубцы, смогут разобраться с простым и понятным алгоритмом действий:
- Закрепите специальные рейлинги именно так, как указано в инструкции к ним. Они предназначаются не только в качестве крепления плавсредства, поэтому многие знают, как это делается, в крайнем случае можно посмотреть видео-инструкцию в интернете.
- Измерьте длину и ширину, это потребуется для приобретения соответствующего профиля.
- Подготовленные и нарезанные по предварительным замерам планки прихватите при помощи сварки.
- Все это оберните утеплителем для труб, или же особым теплоизолирующим материалом. Закрепить его проще всего при помощи пластиковых стяжек с фиксаторами (хомутов).
- Чтобы при езде не было слышно громкого свиста и завываний воздушных потоков, концы закройте колпаками.
- Колеса прикрутите на концах рейлинговой конструкции. Именно они помогут самостоятельно задвинуть или снять предмет без посторонней помощи, они станут своего рода направляющими.
- После установки на поверхность плавательного средства зафиксируйте его при помощи ленты с затягивающим механизмом.
Чрезвычайно понимать, что 1 паса, скорее всего, окажется мало. Поэтому следует обязательно предусмотреть хотя бы пару, на корме и носу, а еще лучше три-четыре. Также надо помнить, что есть ограничения по скорости для авто, транспортирующих такие объемные грузы на крыше. Составляет оно 50км/ч, не более.
Правила перевозки
Инспектор ГИБДД может задавать вопросы, однако пока вы находитесь в пределах следующих рекомендаций, ответы на них для вас не станут проблемой:
- никакой официальной регистрации или необходимых разрешений для подобного рода транспортировки не требуется;
- более предпочтительной является перевозка судна в положении, когда киль направлен кверху;
- размеры нужно подбирать разумно, конструкция не должна выступать более, чем на 1,5м за пределы габаритов машины, а максимально допустимые размеры без подпорок составит 2,5м;
- если длина превышает 3м, на бампере нужно установить опоры, в виде особых поддерживающих стоек.
В правилах нет подобного пункта, однако нужно понимать, что сохранность вашего устройства напрямую зависит от вас самих. Чтобы затяжки не повредили материал, на них можно надеть кусочки полиэтиленовой трубы или обмотать каким-либо изолирующим материалом.
Советы
Существует множество самых разнообразных рекомендаций от бывалых, которые помогут сделать все правильно, и перевозить лодки совершенно безопасно, да и не прилагая особых усилий. Однако уделить время каждому из них едва ли получиться, есть смысл выбрать наиболее актуальные из них:
- максимально упростить процесс погрузки можно, если к потолочным балкам прикрепить особые шлейки для потолочного хранения, тогда нужно будет просто опустить предмет на крышу автомобиля;
- для комфортной установки на рейлингах обязательно должны быть закреплены ролики или торцовые (транцевые или любые иные) колеса, по которым удобно двигать громоздкое плавсредство;
- чтобы внутрь не попадала пыль и всевозможный мусор, лучше транспортировать в перевернутом положении;
- обязательно применяется несколько строп, а также изолирующий материал, который заодно будет придавать профилям также амортизирующие качества.
Многие любители рыбалки и активного отдыха везут с собой достаточно много снаряжения и дополнительного оборудования. Зачастую багажного отделения авто оказывается мало, чтобы разместить все необходимое. Поэтому приходится укладывать все это в кокпит судна. Тогда оптимально везти ее книзу днищем, но сверху накрыть все это транспортировочным тентом.
Простой багажник своими руками
Логично придумывать методы закрепления самостоятельно, тем более что стандартные модели, которые можно приобрести в магазине, для наших целей могут вовсе не подходить. Главное в этом, чтобы груз надежно удерживался, даже при езде не по трассе, а по полному бездорожью, что часто практикуют рыбаки.
Нельзя забывать также о поверхностных плоскостях машины, их необходимо защитить от механических повреждений, ударов, царапин. Предустановленные на авто рейлинги зачастую требуется дополнительно укрепить, прикрутив поперечины, чтобы увеличить грузоподъемность. Если длина судна превышает 2,5м, тогда придется добавить еще и ложементы для создания более крупной опорной поверхности.
- металлический профиль, с толщиной стенок не менее 2мм и размером 20*30мм;
- сварочный аппарат;
- колесики или ролики;
- пена монтажная;
- специальный утеплитель;
- пластиковые колпаки и затягивающиеся хомуты;
- болгарка;
- шлифовальная машинка;
- бруски из дерева 50*4мм;
- рейлинги, если они не установлены изначально.
Процесс не очень сложен, что позволяет справиться с задачей даже людям, у которых минимальный опыт в подобном деле.
- нарежьте элементы конструкции необходимой длины;
- соедините их, скрепив сваркой;
- все получившиеся швы аккуратно зачистите и обработайте пеной;
- тщательно отшлифуйте получившуюся раму;
- закрепите на ней теплоизоляционное покрытие, которое защищает судно от царапин и других механических повреждений;
- установите ложементы при потребности;
- зафиксируйте все хомутами.
Нужно учитывать, что размеры всей полученной конструкции должны четко соответствовать вашему плавсредству. Перед установкой последнего на машину, ложементы можно слегка ослабить, чтобы они максимально качественно легли по днищу, а затем затянуть потуже. Фиксировать груз нужно стяжными ремнями, которые должны быть прочно пропущены под профилями. Кроме поперечных, не помешают также более длинные продольные. На них целесообразно надеть ПВХ-трубки, которые не позволят повредить материал.
Требования
Средство, как и любой другой груз, должно прочно и надежно удерживаться ремнями, чтобы полностью исключить создание аварийной ситуации на дороге. Есть смысл сдвинут его несколько вперед, чтобы зазор между днищем и ветровым стеклом был достаточно велик, тогда встречный ветер пройдет под ним и не сорвет конструкцию. Перед выездом необходимо проверить ряд факторов:
- исправность габаритных огней и поворотников;
- давление внутри шин;
- наличие домкрата и его работоспособность, а также особых противооткатных упоров, что не позволяют машине произвольно двигаться при остановке под уклоном;
- корректность работы тормозной системы;
- уплотнители над поверхностью;
- качество и натяжение стояночного накрытия.
Нагрузка на фаркоп при этом может колебаться в пределах 40-50кг, не более. Если вес выше, лучше перевозить ее иным методом, например, при помощи дополнительного прицепа или лафета. Во время поездки нужно периодически останавливаться и проверять, хорошо ли все закреплено, не ослабли ли стропы.
Нужно обязательно помнить, что тормозной путь авто, которое везет такую громоздкую конструкцию, может быть существенно увеличен. Поэтому придется делать скидку на это при торможении или простом соблюдении дистанции.
Может ли повредить машину транспортировка плавсредства
Насколько прочно и надежно ни было бы привязано судно, машина с ним представляет особую опасность для всех участников движения, а само оно может повредить не только поверхность (краску), но и другие части. Если все не очень надежно, имеется риск срывания груза ветром или падения его на поверхность.
Поэтому чрезвычайно важно делать остановки для проверки, а также передвигаться с небольшой скоростью. По нормам ГИБДД она не должна превышать 50км/ч, и в этом есть смысл. Тогда в аварийной ситуации будет гораздо проще постараться обойтись "малой кровью".
Заключение
Таким образом, мы разобрались, как закрепить и перевозить ПВХ-лодку на крыше автомобиля без особых материальных затрат. Если соблюдать необходимые правила и требования, то удастся избежать основных проблем, которые испытывают в таких ситуациях автомобилисты.
Статья "Перевозка лодки" эксперта Складовского. 9.2.2023.